29.08.2018
Перевозка грузов ж/д дорогой – один из наиболее оперативных и надежных способов доставки товаров. Она позволяет транспортировать практические любые объемы продукции в нужную точку. Перевозят с помощью ж/д транспорта и продукты сельского хозяйства, и товары пищевой промышленности. Все они определяются правилами как скоропортящиеся товары. Это могут быть фрукты, овощи, мясо, рыба и морепродукты, молоко, масло и жиры, фруктовые соки, пиво, минеральные воды.
При перевозке перечисленных выше товаров, а также продукции фармацевтической промышленности крайне важен не только температурный режим в вагонах, но и точное соблюдение требований по их хранению, погрузке и выгрузке. Самый качественный продукт может быть непоправимо испорчен на любом этапе доставки. Поэтому нормативы регламентируют и температуру погрузки в крытый вагон, и используемые средства пакетирования, и даже расход льда при перевозке охлажденной рыбы.
Еще в недавнем прошлом температурные перевозки представляли собой непреодолимую проблему. Чтобы обеспечить сохранность скоропортящихся грузов, разработана целая система средств и технологий, которые объединены в «непрерывную холодильную цепь». Ее основная задача – свести к минимуму или полностью исключить негативные воздействия внешней среды. И железнодорожный транспорт представляет одно из важнейших звеньев в подобной «цепи».
Как обеспечивается нужный температурный режим в вагоне поезда летом и не только?
Для железнодорожных перевозок грузов, предъявляющих требования к соблюдению температурного режима, используется специальный изотермический состав. Это могут быть:
- поезда (более 21 вагона);
- секции (5-ти или 12-ти вагонные);
- рефрижераторные вагоны.
Стоимость доставки таким транспортом в 7-10 раз превышает стоимость перевозки в обычном железнодорожном вагоне. Поэтому для небольших партой товара зачастую используются термоконтейнеры для перевозки, объем которых может варьироваться от 6 до 300 и более литров. Использование термоконтейнеров позволяет гарантировать транспортный поток без нарушения цепочки охлаждения.
Основные способы размещения и упаковки грузов в вагонах
Требуемая температура грузов в крытом вагоне и соблюдение требований ППГ (Правила Перевозки Груза) достигаются лишь при условии правильного размещения груза. Как правило, скоропортящиеся грузы (кроме остывшего и охлажденного мяса) укладываются плотными штабелями или с оставлением небольших промежутков для обеспечения циркуляции воздуха. Продукты можно перевозить в неупакованном или упакованном виде. Последний способ является более предпочтительным, так как позволяет свести к минимуму потери, увеличить скорость и качество выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому при перевозке скоропортящихся грузов следует максимально полно использовать средства упаковки и штабелирования – поддоны однонастильные, двухнастильные, стоечные, складные ящичные и пр.
Большое значение имеет температура грузов при погрузке в крытый вагон. Правилами пожарной безопасности запрещается загружать внутрь вагона товары, температура которых выше 80°С. Охлажденные грузы перед погрузкой должны иметь температуру хранения. Соответственно, перед их приемом должен быть охлажден и рефрижераторный вагон. Температура, устанавливаемая для груза на всем пути следования, определяется специальными нормативами и правилами, которые детально разработаны для разных групп товаров. Крытые вагоны применяются для транспортировки грузов, которые не предъявляют требований к соблюдению определенного температурного режима.